Мое мнение не всегда совпадает с моим
Средиземье все еще рядом: моя неприлично длинная рецензия
Не менее длинная предистория
После первого просмотра я не сразу осмыслила полностью, что я увидела и как к этому относиться. Впечатление было не совсем то, которого хотелось. Тут придется много сказать о себе. Думаю, я невольно, подсознательно или даже сознательно, ждала второго «Властелина колец». Несмотря на принципиально иную литературную основу и на все заранее опубликованные кадры с гномами, которыми я была во многом недовольна, местами очень недовольна и удивлена, несмотря на безграничный кредит доверия к Питеру Джексону.
О литературной основе: я не могу сказать, что я люблю книгу «Хоббит». «Властелин колец» я не просто люблю, это главная книга в моей жизни. Как и трилогия Пиджея - пожалуй, главный в моей жизни (до сих пор) фильм. «Хоббит» для меня – только детская книга, одна из лучших детских книг, да. А я все же не люблю сказки в качестве чтения для взрослых. Я перечитывала «Хоббита» много раз - от тоски по миру «ВК», два раза подряд прочитала его дочери в ее шесть лет, но я не нахожу в нем того пламени, сжигающего мою душу, той грусти, выкручивающей сердце.
Почему же я ждала экранизации "Хоббита"? Да все потому же - от тоски по миру «ВК», а потом, когда режиссерская эстафета перешла к Питеру Джексону - еще и от бесконечного доверия к нему, от желания снова разделить его безграничную любовь к Средиземью, ощутить его волшебство, влиться в энергетику фильма, снятого фанатами для фанатов, и просто впитать страсть, магию вещи, снятой с запредельной отдачей всей съемочной группы. Подумалось, что вот я пишу сейчас о книгах и фильмах, но и сам Пиджей (как и Толкиен) - тоже один из главных людей в моей жизни, судя по тому неисчерпаемому влиянию, которое оказывало и оказывает на меня его творение и все, что с ним связано, причем отнюдь не как только фильм и просто фильм.
Итак, я ждала, что Пиджей каким-то чудесным образом «подтянет» «Хоббита» к «ВК», вытянет его для меня на тот же уровень. Сейчас, спустя немного времени, я понимаю, что он и его команда сделали это чудо, сделали невозможное, усилив ноты эпоса (это лично для меня огромный плюс), при этом тонко сохранив привязку к сказке (то есть не сняв что-то уж совершенно вразрез книге). При этом он подарил нам полноценных, великолепных Героев там, где лично я их совершенно не ждала, - а ведь это только начало, и я уверена, что он точно показал не все свои козыри (я о кастинге). А мое непонятное, задумчивое настроение после первого просмотра было вызвано тем, что «Хоббит» все равно не «ВК» - второго «ВК» уже не будет. Всё будет, будет много и прекрасно, просто - по-другому.
Прошло совсем немного времени, и я поняла, что мне даже не пришлось сознательными усилиями отпускать все привязки и параллели со своим любимым фильмом, чтобы получать удовольствие от этого. Я выдержала всего неделю и побежала в кино снова. Ломка под конец недели была нешуточная, а уже в кресле меня стало просто физически трясти, колотить, и отпустило только минут через 15 - когда я окончательно осознала, что я смотрю фильм.
И все-таки... угадайте, на какой сцене я совсем счастливо и неверяще улыбалась, тянулась всей душой туда, по другую сторону экрана? На сценах с Фродо в прологе. Спасибо Пиджею еще и за этот подарок!
Техническое
Посмотрела фильм пока дважды – в простом 3D и в 2D, IMAX планируется.
В 3D не все было идеально - местами ощутимо уходила резкость, и еще мне не нравится эффект, когда мы смотрим как бы из-за спины героев, находящихся на самом переднем плане - эти герои выглядят инородными темными силуэтами, как на экранках с темными контурами фигур ходящих по рядам зрителей. И еще - общее впечатление такое, что фильм тёмный и мрачный. Не знаю, это специфика нашего 3D или не совсем (обычно к этому кинотеатру особых претензий нет).
Обычное 2D мне, пожалуй, понравилось больше. Хотя несколько косяков в виде потери резкости остались (один момент запомнила точно - в прологе, когда камера скользит панорамно по залам дворца гномов в Эреборе).
Самые первые впечатления
Прежде чем я начну писать обо всем подробно, примерно придерживаясь сцен фильма, я должна написать о том, что сделало для меня самое первое впечатление о нем. Из песни слова не выкинешь - это Торин, Кили и музыка. Да, это девочковое (я про Торина и Кили, в частности), но это было тем, что переломило для меня восприятие, развернуло всю историю, заставило забыть о сказке, которую я читала. Да, Бильбо был и остается основой этой истории. Но и образы этих гномов, не очень похожих на гномов, и музыка – это часть пиджеевской новой концепции гномов, не изменив которую – я сейчас это понимаю – нельзя было снять ничего мало-мальски эпичного и драматичного.
читать дальше
(продолжение в комментариях)
Не менее длинная предистория
После первого просмотра я не сразу осмыслила полностью, что я увидела и как к этому относиться. Впечатление было не совсем то, которого хотелось. Тут придется много сказать о себе. Думаю, я невольно, подсознательно или даже сознательно, ждала второго «Властелина колец». Несмотря на принципиально иную литературную основу и на все заранее опубликованные кадры с гномами, которыми я была во многом недовольна, местами очень недовольна и удивлена, несмотря на безграничный кредит доверия к Питеру Джексону.
О литературной основе: я не могу сказать, что я люблю книгу «Хоббит». «Властелин колец» я не просто люблю, это главная книга в моей жизни. Как и трилогия Пиджея - пожалуй, главный в моей жизни (до сих пор) фильм. «Хоббит» для меня – только детская книга, одна из лучших детских книг, да. А я все же не люблю сказки в качестве чтения для взрослых. Я перечитывала «Хоббита» много раз - от тоски по миру «ВК», два раза подряд прочитала его дочери в ее шесть лет, но я не нахожу в нем того пламени, сжигающего мою душу, той грусти, выкручивающей сердце.
Почему же я ждала экранизации "Хоббита"? Да все потому же - от тоски по миру «ВК», а потом, когда режиссерская эстафета перешла к Питеру Джексону - еще и от бесконечного доверия к нему, от желания снова разделить его безграничную любовь к Средиземью, ощутить его волшебство, влиться в энергетику фильма, снятого фанатами для фанатов, и просто впитать страсть, магию вещи, снятой с запредельной отдачей всей съемочной группы. Подумалось, что вот я пишу сейчас о книгах и фильмах, но и сам Пиджей (как и Толкиен) - тоже один из главных людей в моей жизни, судя по тому неисчерпаемому влиянию, которое оказывало и оказывает на меня его творение и все, что с ним связано, причем отнюдь не как только фильм и просто фильм.
Итак, я ждала, что Пиджей каким-то чудесным образом «подтянет» «Хоббита» к «ВК», вытянет его для меня на тот же уровень. Сейчас, спустя немного времени, я понимаю, что он и его команда сделали это чудо, сделали невозможное, усилив ноты эпоса (это лично для меня огромный плюс), при этом тонко сохранив привязку к сказке (то есть не сняв что-то уж совершенно вразрез книге). При этом он подарил нам полноценных, великолепных Героев там, где лично я их совершенно не ждала, - а ведь это только начало, и я уверена, что он точно показал не все свои козыри (я о кастинге). А мое непонятное, задумчивое настроение после первого просмотра было вызвано тем, что «Хоббит» все равно не «ВК» - второго «ВК» уже не будет. Всё будет, будет много и прекрасно, просто - по-другому.
Прошло совсем немного времени, и я поняла, что мне даже не пришлось сознательными усилиями отпускать все привязки и параллели со своим любимым фильмом, чтобы получать удовольствие от этого. Я выдержала всего неделю и побежала в кино снова. Ломка под конец недели была нешуточная, а уже в кресле меня стало просто физически трясти, колотить, и отпустило только минут через 15 - когда я окончательно осознала, что я смотрю фильм.
И все-таки... угадайте, на какой сцене я совсем счастливо и неверяще улыбалась, тянулась всей душой туда, по другую сторону экрана? На сценах с Фродо в прологе. Спасибо Пиджею еще и за этот подарок!
Техническое
Посмотрела фильм пока дважды – в простом 3D и в 2D, IMAX планируется.
В 3D не все было идеально - местами ощутимо уходила резкость, и еще мне не нравится эффект, когда мы смотрим как бы из-за спины героев, находящихся на самом переднем плане - эти герои выглядят инородными темными силуэтами, как на экранках с темными контурами фигур ходящих по рядам зрителей. И еще - общее впечатление такое, что фильм тёмный и мрачный. Не знаю, это специфика нашего 3D или не совсем (обычно к этому кинотеатру особых претензий нет).
Обычное 2D мне, пожалуй, понравилось больше. Хотя несколько косяков в виде потери резкости остались (один момент запомнила точно - в прологе, когда камера скользит панорамно по залам дворца гномов в Эреборе).
Самые первые впечатления
Прежде чем я начну писать обо всем подробно, примерно придерживаясь сцен фильма, я должна написать о том, что сделало для меня самое первое впечатление о нем. Из песни слова не выкинешь - это Торин, Кили и музыка. Да, это девочковое (я про Торина и Кили, в частности), но это было тем, что переломило для меня восприятие, развернуло всю историю, заставило забыть о сказке, которую я читала. Да, Бильбо был и остается основой этой истории. Но и образы этих гномов, не очень похожих на гномов, и музыка – это часть пиджеевской новой концепции гномов, не изменив которую – я сейчас это понимаю – нельзя было снять ничего мало-мальски эпичного и драматичного.
читать дальше
(продолжение в комментариях)
60-ю годами ранее...
Сейчас эта сцена кажется мне лучшей сценой Бильбо. Боюсь, как бы я дальше не написала это про каждую. Но это чудесно, правда, это задает тон всей истории, и я сразу прониклась симпатией и сочувствием к Бильбо. И реально - сколько разных смыслов в его «Добрый день!!»
Бильбо в исполнении Мартина Фримана - это, конечно, и находка (причем сознательная, не случайная), и душа фильма, всё самое теплое, доброе и простое в нем. И еще он очень похож на Перегрина Тука, точнее, тот на него. Игра Фримана - естественная, точная, разнообразная, на него интересно смотреть, это просто высочайший актерский класс, по-моему. Такого хоббита просто нельзя не полюбить, и еще - его хочется защищать, что и делают его спутники. Не из жалости к нему или его ущербности, это другое чувство.
Гэндальф как Гэндальф - привычный и родной, годы не сильно изменили МакКеллена, как мне показалось. Дубляж стал немного раздражать, точнее, отвлекать, только при втором просмотре, когда прочитала, что озвучивал его дублер Дамблдора.
Вот только пока что мне кажется, что Гэндальф (а не только Бильбо) строго по книге выступающий в качестве главного ангела-хранителя отряда, спасающего его снова и снова в безнадежных ситуациях, вступает в некоторое противоречие с этими новыми гномами. Не уверена, что готова это сформулировать, но что-то не очень монтируется всё вместе, не сюжетно, а идейно.
Гномы
В процессе ожидания фильма фотографии гномов в образах пугали меня больше всего. Я не знала, какими я хотела бы видеть гномов. Ну, такими... гномами. Скорее уж, ближе к Гимли, хотя Гимли в «ВК» до сих пор воспринимается мной слишком пережато-эксцентричным, в плане как внешности, так и рисунка роли в целом. Но сейчас... мне казалось, что вот это - уж ни в какие ворота. Признаюсь, меня изначально весьма вдохновляли Торин, Кили и Фили, но из этого не следовало, что я хочу видеть всех гномов сексапильными красавцами, похожими на людей (хотя - как знать, как знать...). При виде остальных - казалось, что нас ждет бесконечная комедия положений, думалось, что ничего серьезного и тем более эпичного с такими персонажами точно не снять. И непонятно было, для чего Пиджею нужны вот такие гномы, за что ж он так с нами. Странным образом мой кредит доверия режиссеру не уменьшался, просто было странное ощущение, что вот гномы гномами, а гарантированно чудесный будущий фильм - сам по себе.
Удивительно, но ожидания меня ничуть не обманули. И я, господи, я, даже к первому просмотру «Возвращения короля» все еще не научившаяся уверенно различать Мерри и Пиппина (мне стыдно, но это так), сейчас уже очень близка к тому, чтобы выучить тринадцать гномов. И почему их нужно было сделать такими разными и совсем не похожими друг на друга, мне теперь понятно, я больше не хочу 13 одинаковых Гимли. Не каждому из них пока что уделено достаточно времени. О Торине, Кили и Фили отдельно чуть ниже. Кто еще запомнился и полюбился больше остальных? Не буду оригинальна. Могучий и невероятно брутальный и колоритный Двалин. Мудрый седовласый Балин - этот опытный воин уже не воспринимается почтенным старцем, когда видишь его в битве при Азанулбизаре. (Но я не прощу нашим локализаторам крайне неудачный дубляж Балина. Ну нельзя использовать голос с не просто узнаваемым тембром, а с настолько безошибочно угадываемыми интонациями. Совсем не нужен в "Хоббите" Гораций Слизнорт из "Гарри Поттера"). Душевный Бофур - пожалуй, самый по-человечески "живой" гном, а не просто колоритный киноперсонаж. Глоина показывают едва ли не меньше остальных, но после того, как осознаешь его похожесть на Гимли, не узнавать его уже невозможно.
читать дальше
(продолжение в следующем комментарии)
Поход
Дальше идет то, в чем для меня не в последнюю очередь сосредоточен дух книг Толкиена. Я очень люблю роад-муви. Пейзажи (их никогда не будет слишком много для меня в кино-толкиниане Джексона), общие планы, облеты камеры. И разговоры, привалы, бытовые мелочи, позволяющие раскрыться героям. Флэшбек с битвой при Азанулбизаре и рассказ Балина об этом - просто шикарный. Отличный хронометраж и подача вразбивку с комментариями, и отлично сценарно вписано именно здесь, вовремя. Азог дальше скорее утомляет меня, но здесь все в меру. Величественный Торин, освещаемый луной в выгодных ракурсах, и скромно слушающий рассказы о своих подвигах - ну да, объективно пафосно и постановочно, но на деле почему-то отыгрывает как надо, то есть пробирает и впечатляет.
Теперь о Радагасте и сценах с ним. Вот это то немногое, что мне не понравилось в фильме совсем. Наверное, сказывается моя нелюбовь к чисто сказочным мотивам (о чем я писала выше) и к грубоватому, "в лоб", юмору. Возможно, я необъективна в силу этой нелюбви к сказочности (а Радагаст - персонаж сказочный, и он, и интерьер его избушки и леса вокруг нее живо напоминает мне нашу Бабу-Ягу из советских киносказок), но мне кажется, что здесь, в этом вот фильме, он - такой - инороден настолько, насколько бы был инороден Том Бомбадил во "Властелине колец". С другой стороны, у меня есть ощущение, что вот тут Пиджей оторвался, здесь его, если можно так выразиться, фирменная дурь как режиссера, чуточку вырвавшаяся на свободу. И я не могу не любить его в том числе и за это. Момент с "упоротым лисом" вообще убил. То есть я прочитала об этом уже после первого просмотра, и во второй раз присмотрелась внимательнее - очень похоже, что лис именно тот!
Актер хорош, играет что сказали, и через его глаза в нужные моменты прёт силища и могущество. Ежик и все пляски вокруг него уж совсем покоробили, по-моему, перебор, если честно. Хотя сам момент с оживлением ежика – пожалуй, один из самых атмосферно-страшных в фильме, как мне кажется. Скачки на кроликах... ну, бог с ними, вот только странно он уводил орков - кругами вокруг гномов, это не меня одну удивило.
Сцена в Дул-Гулдуре показалась снятой наспех, скомканной. Зритель со стороны вообще вряд ли понял, кто там Некромант, кто колдун, кого именно видел Радагаст и с кем сражался, а тем более провел нужные параллели с «Властелином колец».
Тролли
Несмотря на то, что этот эпизод тоже чисто сказочный, он прошёл у меня гораздо лучше. Тролль в кухонном фартуке (сперва вообще показалось, что это такой сарафанчик). Бильбо, несмотря на все происходящее вокруг не оставляющий своей идеи спасти пони и упорно ползущий развязывать веревки. Кили, бесстрашно бросающийся вперед с криком «Бильбо!» и хватающий его за шкирку Торин. Торин, бросающий меч оземь, и Кили, неверяще глядящий на него - как же так? Но огорчил перевод - мне и раньше не нравилось "вор" вместо привычного "взломщик", а теперь и "ворхоббит" (кроме всего прочего еще и звучащий для меня неуместной отсылкой к Буджолд с ее форами-ворами) вместо чудесного говорящего и музыкального "взло...хоббит". И книжные тролли гораздо интереснее, как мне кажется. Они даже хотят отпустить Бильбо, и у них однозначно есть юмор.
"Это не все, - сказал Том, - или я сильно ошибаюсь. Это "полно и никого", вот что. Никого взлохоббитов и полно этих самых гномов". (перевод В.А.М.).
И все-таки нанизанные вязанкой на вертел гномы сильно выбиваются из общего духа фильма (в котором, на мое счастье, все-таки преобладает эпичность). Возможно, стоило ограничиться мешками.
читать дальше
(окончание в следующем комментарии)
Сцены в горах
Порадовали каменные великаны. Здорово сделано технически, смотрела, открыв рот. И это как раз та сказочность, за которую я обеими руками - нужного размаха, ого-го! Неуязвимость гномов, которых швыряет и плющит между каменными жерновами - на первый раз прошла нормально. Падение Бильбо с карниза и висение на руках - ну да, хрестоматийно-штампованно, но тут ведь Торин, полезший спасать хоббита - и я радостно забываю про всю свою критичность и объективность. Да еще снова Торин, с надрывом кричащий: «Кили!» А потом - бенефис Бофура, чудесная проникновенная сцена с его разговором с Бильбо. В общем - нужные эмоции, впечатляющий визуал, плюс не смотрится затянутым.
Вот последующее падение в город гоблинов с каскада каменных обрывов, продолжающее череду схожих совершенной нереалистичностью эпизодов, уже несколько напрягает, пожалуй. Конечно, странно говорить о реалистичности в подобном фильме, но «Властелин колец» проходил по лезвию ножа между небывалым и осязаемым намного лучше, как мне кажется. Еще показалось странным, что гномы так легко дали себя пленить и обезоружить (были оглушены падением?) - да, гоблинов намного больше, но чуть позже то же количество гоблинов гномы расшвыривают весьма эффективно. Порадовали огромные грибы в подземелье Горлума, за которыми прятался Бильбо, колышащиеся с хлюпающими звуками - этакий глючный джексоновский штришок.
Город гоблинов внутри огромной полой внутри скалы удивил, равно как и хлипкие веревочные лестнички, по которым должны постоянно передвигаться вполне себе весомые существа. В книге фигурировала система тоннелей, что куда реалистичнее. Но Джексону, видимо, в таком решении не хватало масштабности для боевки. Вообще череда этих эпизодов лично для меня ощутимо провисает в плане чего-то вдохновляющего, воодушевляющего, высоких речей и эпичности. Мы ведь знаем, что Джексон прекрасно умеет наполнять экшен искомым мной пафосом. Вот в сценах с боями и погонями в Мории в "ВК" - он есть, хоть и скорее невербальный. Хотя здесь и в оригинале нет ничего подобного, так что я жадно высматривала в творящемся на экране черточки взаимодействия гномов друг с другом. Насмешил способ прикрываться от стрел - лестницей. Да, забыла сказать, что гоблинский король меня никак не впечатлил, тут я в абсолютном меньшинстве. Он будто совсем из другого кино. Даже чисто визуально - возможно, я ошибаюсь, но кажется, что тут торчат уши дель Торо. С другой стороны - книге это (поведение короля с оттенками своеобразного грубого юмора) скорее соответствует настроенчески, так что здесь опять мои проблемы - местами я все же пытаюсь оперировать сравнениями с ВК. Отметила такой штришок - король гоблинов, сходя с трона, наступает на своих подданых, раболепно склонившихся перед ним.
«Загадки в темноте»
Сёркис велик. Такого каскада эмоций, такой их точности и уникальности я у него еще не видела. Наверное, он соскучился по своему герою, да и технологии шагнули вперед. Горлум - персонаж, играющий полностью на равных с реальным актером (в «ВК» все-таки приходилось делать натяжку). Разглядела даже почти невидимый пушок на ушных раковинах. Эта сцена - пожалуй, олицетворение духа книги, канона в фильме, как и «Доброе утро!» в самом начале. Намного позже осознала, что дальше Горлума в «Хоббите» не будет, и в это так сложно поверить.
читать дальше
Моя неприлично длинная рецензия наконец подходит к концу. Но я с такой радостью ощущаю, что путешествие наше должно будет длиться еще так долго - мы все еще на пути "туда", спасибо Пиджею!
прочла и еще перечитала))))))))))))))))))
Ыы, 12 лет назад я была влюблена в голубоглазое чудо Фродо, но интернетом я тогда почти не пользовалась и понятия не имела, что оказывается многие его критикуют за этот образ, так что это только недавно стало для меня открытием ))
Но мне очень интересно, как Пиджей выкрутится дальше, ближе к последней трети, когда мотивы соперничества за сокровища выйдут на первый план
мне почему-то кажется, что тут Питер может пойти проторенной дорожкой ВК и взять мотив постепенного порабощения Торина золотом. Не просто ж так нам показали, что его дед был помешан на золоте. Значит есть склонность.
Ну правда, Торин, достающий арфу - это было бы лишним.
я тоже пытаюсь представить и не могу )) Некоторые артеры пытаются это изобразить, но скорее в юморном ключе.
это тихий и аскетичный ужин Торина - после разудалого обжорства компании гномов Торин сидит с небольшой миской похлебки, и, кажется, куском хлеба и спокойно, за разговором утоляет голод. Такой яркий и тонкий штрих!
плюс много!!
Тихий, прибранный, залитый утренним солнечным светом Бэг-Энд (мне понравилось, что гномы, в отличие от книжных, прибрали за собой всё
и этот момент сразу вызвал у меня безусловную симпатию ко всей гномьей компании! Уверена, будь оно по книге, и гномам еще долго пришлось бы доказывать свое право на любовь зрителей ))
и во второй раз присмотрелась внимательнее - очень похоже, что лис именно тот!
какой "тот"? что я пропустила? ))
И стол из массива горного хрусталя в сцене с чтением знаков на карте. И струи лунного света, пронзающие облака - визуал во мне просто захлебывается впечатлениями.
ага, в книжке этот момент был гораздо будничнее ))