Средиземье все еще рядом: моя неприлично длинная рецензия
Не менее длинная предистория
После первого просмотра я не сразу осмыслила полностью, что я увидела и как к этому относиться. Впечатление было не совсем то, которого хотелось. Тут придется много сказать о себе. Думаю, я невольно, подсознательно или даже сознательно, ждала второго «Властелина колец». Несмотря на принципиально иную литературную основу и на все заранее опубликованные кадры с гномами, которыми я была во многом недовольна, местами очень недовольна и удивлена, несмотря на безграничный кредит доверия к Питеру Джексону.
О литературной основе: я не могу сказать, что я люблю книгу «Хоббит». «Властелин колец» я не просто люблю, это главная книга в моей жизни. Как и трилогия Пиджея - пожалуй, главный в моей жизни (до сих пор) фильм. «Хоббит» для меня – только детская книга, одна из лучших детских книг, да. А я все же не люблю сказки в качестве чтения для взрослых. Я перечитывала «Хоббита» много раз - от тоски по миру «ВК», два раза подряд прочитала его дочери в ее шесть лет, но я не нахожу в нем того пламени, сжигающего мою душу, той грусти, выкручивающей сердце.
Почему же я ждала экранизации "Хоббита"? Да все потому же - от тоски по миру «ВК», а потом, когда режиссерская эстафета перешла к Питеру Джексону - еще и от бесконечного доверия к нему, от желания снова разделить его безграничную любовь к Средиземью, ощутить его волшебство, влиться в энергетику фильма, снятого фанатами для фанатов, и просто впитать страсть, магию вещи, снятой с запредельной отдачей всей съемочной группы. Подумалось, что вот я пишу сейчас о книгах и фильмах, но и сам Пиджей (как и Толкиен) - тоже один из главных людей в моей жизни, судя по тому неисчерпаемому влиянию, которое оказывало и оказывает на меня его творение и все, что с ним связано, причем отнюдь не как только фильм и просто фильм.
Итак, я ждала, что Пиджей каким-то чудесным образом «подтянет» «Хоббита» к «ВК», вытянет его для меня на тот же уровень. Сейчас, спустя немного времени, я понимаю, что он и его команда сделали это чудо, сделали невозможное, усилив ноты эпоса (это лично для меня огромный плюс), при этом тонко сохранив привязку к сказке (то есть не сняв что-то уж совершенно вразрез книге). При этом он подарил нам полноценных, великолепных Героев там, где лично я их совершенно не ждала, - а ведь это только начало, и я уверена, что он точно показал не все свои козыри (я о кастинге). А мое непонятное, задумчивое настроение после первого просмотра было вызвано тем, что «Хоббит» все равно не «ВК» - второго «ВК» уже не будет. Всё будет, будет много и прекрасно, просто - по-другому.
Прошло совсем немного времени, и я поняла, что мне даже не пришлось сознательными усилиями отпускать все привязки и параллели со своим любимым фильмом, чтобы получать удовольствие от этого. Я выдержала всего неделю и побежала в кино снова. Ломка под конец недели была нешуточная, а уже в кресле меня стало просто физически трясти, колотить, и отпустило только минут через 15 - когда я окончательно осознала, что я смотрю фильм.
И все-таки... угадайте, на какой сцене я совсем счастливо и неверяще улыбалась, тянулась всей душой туда, по другую сторону экрана? На сценах с Фродо в прологе. Спасибо Пиджею еще и за этот подарок!
Техническое
Посмотрела фильм пока дважды – в простом 3D и в 2D, IMAX планируется.
В 3D не все было идеально - местами ощутимо уходила резкость, и еще мне не нравится эффект, когда мы смотрим как бы из-за спины героев, находящихся на самом переднем плане - эти герои выглядят инородными темными силуэтами, как на экранках с темными контурами фигур ходящих по рядам зрителей. И еще - общее впечатление такое, что фильм тёмный и мрачный. Не знаю, это специфика нашего 3D или не совсем (обычно к этому кинотеатру особых претензий нет).
Обычное 2D мне, пожалуй, понравилось больше. Хотя несколько косяков в виде потери резкости остались (один момент запомнила точно - в прологе, когда камера скользит панорамно по залам дворца гномов в Эреборе).
Самые первые впечатления
Прежде чем я начну писать обо всем подробно, примерно придерживаясь сцен фильма, я должна написать о том, что сделало для меня самое первое впечатление о нем. Из песни слова не выкинешь - это Торин, Кили и музыка. Да, это девочковое (я про Торина и Кили, в частности), но это было тем, что переломило для меня восприятие, развернуло всю историю, заставило забыть о сказке, которую я читала. Да, Бильбо был и остается основой этой истории. Но и образы этих гномов, не очень похожих на гномов, и музыка – это часть пиджеевской новой концепции гномов, не изменив которую – я сейчас это понимаю – нельзя было снять ничего мало-мальски эпичного и драматичного.
читать дальше
(продолжение в комментариях)